Кликнуть на троих

Кликнуть на троих

Нина Важдаева

Интернет-торговлю алкоголем могут легализовать

В Госдуме рассмотрят законопроект, разрешающий онлайн-продажу спиртного. Похоже, власти готовы признать свое поражение: закрыть сетевые алкомаркеты не получилось. Интернет-торговля алкоголем официально запрещена с 2007 года, но на практике онлайн-магазины процветают. Уже не раз чиновники поднимали вопрос: может быть, легализовать этот бизнес, раз не удается его контролировать? При этом совершенно не понятно, как можно будет уследить за разрешенной торговлей в Сети, если не смогли уследить за запрещенной. Гарантией качества напитков из сетевых алкомаркетов, как и сейчас, останется только совесть продавца.

От безысходности

В среду стало известно, что законопроект, разрешающий онлайн-торговлю спиртным, будет внесен в Госдуму уже на этой неделе. Его автором выступает заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский. Он уже не первый раз готовит законопроекты, направленные на урегулирование алкогольного рынка. Так, 25 апреля 2014 года депутат внес в Госдуму законопроект, который предусматривает розничную продажу алкогольной продукции вместе с иным товаром (например, в комплекте).

Кстати, именно таким образом удается уходить от ответственности запрещенным онлайн-алкомаркетам. Формально они занимаются продажей сувениров или игрушек, а в подарок к основной покупке вручают алкогольный напиток. Конечно, всем участникам процесса — и продавцам, и покупателям, и надзорным органам — очевидно: это скрытая форма продажи спиртного. «Таким образом, мошенники обходят серьезные запреты, в том числе продажу алкоголя ночью, продажу алкоголя ниже установленной минимальной цены, а самое страшное, что зачастую подобный алкоголь является некачественным и может нести угрозу жизни населению», — гласило пояснение к документу. И вот решить проблемы таких скрытых продаж и предлагали авторы законопроекта 2014 года, в том числе и депутат Звагельский.

Читайте также  Предприятия компании «Узвинпром-холдинг» в январе-сентябре 2016 года произвели промышленной продукции на сумму 986,141 млрд. сумов, что на 6,4% больше по сравнению с тем же периодом 2015 года.

Тем не менее время шло, а законопроект так и не был принят. Более того, вдруг совершенно неожиданно чиновники из разных ведомств стали говорить о легализации сетевого алкоголя. С такой инициативой в середине января выступили, например, в Минпромторге. В апреле прошлого года эту же мысль озвучивал и вице-премьер Александр Хлопонин, а в сентябре 2014 года вопрос поднимал и Дмитрий Медведев Логика здесь простая: раз уж нелегальные торговцы такие изобретательные и прекрасно научились обходить запреты, то не лучше ли вписать их в рамки правового поля?

Свежо предание

В новом законопроекте, который на днях должен быть внесен в Госдуму, предусматривается разрешение онлайн-торговли спиртным, но с соблюдением определенных ограничений. Нужно будет получить специальную лицензию на онлайн-торговлю. При этом получат ее только компании, которые уже имеют действующую лицензию на производство или оптовые продажи алкоголя. И, конечно же, участники легальной онлайн-торговли должны будут соблюдать все правила розничного рынка — не торговать по ночам, не продавать спиртное лицам моложе 18 лет, вносить информацию о движении продукции в ЕГАИС (автоматическая система контроля за производством и оборотом алкоголя).

И все же лицензирование всех проблем онлайн-продаж не решит. «Если на сайте будет метка с номером лицензии, то это знак для потребителя — здесь продается легальная продукция, — поясняет директор аналитической группы “Алкоэксперт” Юрий Юдич. — У нас сейчас активно развивается онлайн-торговля в целом, поэтому можно разрешить и интернет-торговлю в Сети. Правда, предварительно нужно решить проблему распространения контрафактного алкоголя. Такую продукцию трудно отследить даже в обычных магазинах, что уж говорить про сетевые. А проблема контрафакта — одна из главных проблем алкогольного рынка».

Читайте также  Кыргызсакие производители алкоголя жалуются, что конкуренты их ЕАЭС вытесняют их с внутренних рынков. Об этом заявил глава ассоциации производителей алкогольной продукции КР Турсунбек Куренкеев на конференции, посвященной членству Кыргызстана в ЕАЭС в четверг.

Открытыми остаются и вопросы: как контролировать возраст сетевых покупателей, кто будет следить, что продажи не идут по ночам? А ведь именно запрет на торговлю алкоголем после 23 часов стал одним из главных драйверов развития онлайн-продаж. И совершенно очевидно, что отказываться от покупателей, желающих выпить ближе к полуночи, никто не собирается. Да и знак с лицензией на сайте легко подделать. Очень маловероятно, что покупатель, особенно уже подвыпивший, еще и ближе к полуночи будет проверять подлинность лицензии на сайте Росалкогольрегулирования. В результате вместо нелегального канала сбыта контрафактного алкоголя мы можем получить легальный.

Рекомендованные статьи