Трезвый расчет

Трезвый расчет

Нина Важдаева

Россияне стали реже покупать алкоголь и чаще гнать самогон

В Роспотребнадзоре доложили: россияне стали меньше пить. За пять лет продажи алкоголя на душу населения сократились почти на 9%. Казалось бы, внушительная цифра. Но эксперты считают: радоваться рано. Пить меньше не стали, просто нашли альтернативу магазинному алкоголю. Один из вариантов — самогон. По разным оценкам, только за последний год продажи самогонных аппаратов выросли в 2-3 раза.

Пьют или не пьют?

В 2009 году официальные продажи алкогольной продукции в России составляли 9,1 литра на душу населения, тогда как в 2014 году — всего 8,3 литра. Такую статистику озвучили в Роспотребнадзоре. Из этого в ведомстве сделали радостное заключение: россияне охладели к спиртному. Этот вывод подтверждает и врачебная статистика. Оказывается, в это же время число больных алкоголизмом, впервые взятых под диспансерное наблюдение, снизилось почти на 28%. Всего же количество алкоголиков, стоящих на учете в лечебно-профилактических организациях, сократилось на 11%. Ранее тенденцию к сокращению потребления алкоголя отметил и главный нарколог России Евгений Брюн. По его словам, «в стране стало меньше психозов, отравлений, стали меньше обращаться за наркологической помощью».

Хотелось бы верить позитивным цифрам, но в реальность несколько иная. Врачи могут отслеживать только тех больных, которые попали в клиники. В реальной жизни обращаются за помощью к медикам лишь единицы больных алкоголизмом. Большинство же спокойно пьет и даже не думает идти к врачу. Эту категорию алкоголиков статистика не учитывает. Соответственно, если у наркологов стало меньше пациентов, то это еще не значит, что в стране стало меньше людей, которым понадобилась бы их помощь. Например, по данным того же Роспотребнадзора, умирать от причин, связанных с алкоголизмом, в России пока реже не стали. Злоупотребление спиртным ежегодно уносит жизни более 500 тыс. россиян. В общей сложности от последствий пагубной привычки погибает около 30% мужчин и 15% женщин.

Читайте также  Крепкий алкоголь с 21 года: Минэкономразвития выступило против

Снижение спроса на спиртное в магазинах еще не означает падение потребления на душу населения. Хотя бы потому, что в статистике не учитывался демографический фактор. «Да, падение продаж алкоголя идет, но это совершенно не говорит о том, что россияне стали пить меньше — просто сократилось число покупателей, — отмечает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. — А произошло это потому, что просто стало меньше потребителей. В частности, среди молодежи. С 2009 года в совершеннолетний возраст входят люди, рожденные с 1991 года, то есть малочисленное поколение 90-х. А молодежь от 18 лет — один из основных потребителей пива. Соответственно, за последние годы пивная отрасль потеряла порядка 7 млн потребителей, но это вовсе не значит, что сократилось потребление на душу населения». Кстати, в Роспотребнадзоре признают, что сейчас алкоголь, включая пиво, ежедневно потребляют 33% молодых людей и 20% девушек.

Самогонщики

Остается актуальной и проблема «альтернативного» спиртного. «50% потребителей алкоголя пьют нелегальные напитки и суррогаты, включая самогон и спиртосодержащие жидкости, — подчеркивает Дробиз. — И в этом секторе статистика не ведется, как и вообще в официальных ведомствах нет никакой точной статистики о реальном потреблении алкоголя. Не вижу я и никаких предпосылок для того, чтобы в России стали меньше пить — кризис нарастает, денег у населения не прибавляется».

Хорошо себя чувствуют разве что продавцы самогонных аппаратов. С начала 2015 года производство домашнего самогона в России выросло в два раза. Такие данные озвучивал директор департамента социологии Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. Он даже сделал вывод, что именно с этим фактом связан всплеск спроса на сахар. На Челябинском заводе бытовых товаров (выпускает дистилляторы «Магарыч») отмечают: за год продажи самогонного агрегата выросли втрое.

Читайте также  МИНЭКОНОМИКИ БЕЛОРУССИИ ПОВЫСИЛО АКЦИЗЫ НА АЛКОГОЛЬ

По словам Дробиза, у самогонных аппаратов две основные категории покупателей: творческая интеллигенция, для которой самогон — это своего рода дань новой моде — необычный напиток как альтернатива дорогому спиртному из магазинов, и низшие слои населения, которые просто не могут позволить себе подорожавший легальный алкоголь. Особенно популярен народный напиток в отдаленных населенных пунктах, где трудно добраться до основных конкурентов — дешевых аптечных настоек и спиртосодержащих жидкостей двойного назначения. Там обычно люди живут своим хозяйством и самогон тоже делают сами. И все же пока еще потребление народного напитка не так велико.

По словам Дробиза, из 100 млн потребителей алкоголя самогон гонит всего порядка 1 млн. Впрочем, по его же оценкам, уже в ближайшем будущем спрос на самогон может вырасти как минимум в 4 раза. Если, конечно, государство продолжит борьбу со спиртосодержащими жидкостями, и они перестанут быть доступны «нецелевым» потребителям. Кстати, с продажей самогона бороться намного сложнее. Дело в том, что самогоноварение для личного пользования разрешено. И в общем-то даже в рамках действующего законодательства ничто не мешает экономным россиянам готовить себе алкоголь самостоятельно, не обращая внимание ни на какое госрегулирование.

Рекомендованные статьи