В Казахстане спрос на алкогольные напитки вырос на треть

В Казахстане спрос на алкогольные напитки вырос на треть

Цены на водку подскочили на 16% за год. Дороже всего за крепкий алкоголь платят жители Астаны и Шымкента, пишут аналитики Energyprom.

Рынок спиртного на подъеме: винокуры нарастили выпуск коньяка сразу на 16,8% за год, до 2,7 млн литров по итогам I квартала текущего года; производство водки увеличилось на 5,6% год-к-году, до 6,9 млн литров, ликеров – сразу на 27,5%, до 636,5 тыс. литров.

Рост наблюдается и в сегменте менее крепких напитков – так, изготовление вин увеличилось на 10,8%, до 10 млн литров за январь-март 2018, пива – на 7,8%, до 112,5 млн литров.

Начало года ознаменовалось взлетом спроса на алкоголь у казахстанцев: по итогам первых двух месяцев (январь-февраль 2018), реализация водки и ликероводочных изделий на внутреннем рынке страны выросла сразу на 30%, вина – на 28,4%, пива – на 39,7%.

В то же время, речь только об официально ввезенной или произведенной в РК алкогольной продукции. Что касается реальной картины – настоящие объемы «серого» рынка по факту неизвестны. Напомним, только по официальным данным КомСтата, согласно статистическим расхождениям в балансах в 2016 году, 20,3% водки и ликероводочных напитков и 20,5% вина (то есть каждая пятая бутылка в РК), могли относиться к незаконному импорту или производству.

Эксперты же оценивают объемы «нелегалки» еще менее оптимистично. Так, аналитики Euromonitor International оценили объемы нелегальной водки в 50,3% от общего объема рынка в 2016 году.

Расхождения в статданных также указывают на немалые объемы «левой» продукции на рынке. К примеру, по официальной статистике в 2016 году каждый казахстанец в среднем потратил на алкоголь за год всего 3175 тысячи тенге (или по 3476 тенге на душу населения в городской местности, и по 2772 тенге – в сельской) – это всего 0,7% от общего объема расходов одного среднестатистического казахстанца.

Читайте также  ГД разрешила господдержку общепита и гостиниц с лицензией на алкоголь

То есть объемы затрат всех казахстанцев (по итогам 2016 года – 17,9 млн человек) на все спиртные напитки составили около 56,9 млрд тг. Однако по совокупным данным балансов за 2016 год, реализация только лишь водки и ликероводочных напитков в РК уже составила как минимум 61,3 млрд тг* – то есть как минимум на 7,8% больше. И это – без учета вина и пива, которых казахстанцам в 2016 году было продано 24,3 и 540 млн литров, соответственно.

Стоит отметить, что с «серым» алкоголем ведется активная борьба, эффективность которой, впрочем, пока неясна: нельзя наверняка утверждать, что рынок нелегального и небезопасного алкоголя сокращается.

*Объемы реализации на внутреннем рынке, помноженные на минимальную стоимость водки и крепких ликероводочных изделий на 2016 год – 1380 тенге за литр.

К примеру, Председатель Комитета государственных доходов МФ РК Ардак Тенгебаев рассказал, что в прошлом году были проведены проверки по 13 заводам этилового спирта и водки, а также по 84 оптовым реализаторам алкогольной продукции. По итогам проверок возбуждено 217 уголовных дел, пресечена деятельность 47 подпольных цехов. Из незаконного оборота изъято свыше 3,5 млн поддельных учетно-контрольных марок, 8,7 млн бутылок неучтенной алкогольной продукции и около 346 тыс. литров спирта.

Кроме того, главный налоговик страны отметил, что именно с подакцизных товаров легче всего получить высокую маржу, и прежде всего это алкоголь: «К примеру, официально бутылка водки стоит 950 тенге, из них 500 тенге – это стоимость акциза. Себестоимость производства бутылки водки составляет примерно 200 тенге, еще 250 тенге – это общая маржа оптовика, завода, розницы. И теперь, представьте себе, если вы продаете легальную продукцию, то с 950 тенге вы зарабатываете 250 тенге, а если торгуете нелегальной водкой – то 750 тенге. Разница – почти в 3 раза! А у производителей нелегальной водки как минимум акциз (500 тенге) чистыми в карман ложится».

Читайте также  В США принят законопроект, призванный сократить акцизный налог на крепкие спиртные напитки

Рекомендованные статьи