Вино переходит на блокчейн

Вино переходит на блокчейн

Юлия Мельникова

Digital Transformation Group (DTG) (входит ГК “Ланит”) и ГК “Микрон” будут развивать блокчейн-платформу для маркировки и отслеживания товаров. “Микрон” предоставит RFID-метки для идентификации, аутентификации и безопасной передачи данных о товарах. В ходе тестового периода DTG использовала метки для маркировки алкогольной продукции премиум-класса.

Пилотная версия блокчейн-платформы Tracelabel, которая создана по заказу швейцарской компании Vintage Wines SA, занимающейся инвестициями в вино, стартовала в сентябре. Компании ведут разработку чуть больше года. Платформа предоставляет полную информацию о происхождении и движении товаров от производителя к конечному потребителю. Задача проекта – чтобы производитель знал, кто его покупатель, как он пользуется его товаром, и мог с ним коммуницировать. Цепочка коммуникации выглядит следующим образом: маркировка – трекинг – вовлечение участников – данные – Smart-контракты. Анализ этих данных позволит оптимизировать процессы поставки, покупки, оплаты товара. Ярлыки содержат информацию о товаре и производителе, они помогают поддерживать обратную связь с покупателем – это защищает бренд от подделки и мошенничества, а также обеспечивает достоверность информации на всех этапах.

“В рамках пилотного проекта надо было протестировать технологию, как она работает. Сейчас мы обсуждаем, как максимально встроить это в процесс конвейера. В ручном режиме мы проверили, что все работает, сейчас мы выпустим настоящую партию, которая будет импортирована в Россию и далее ретейлерам. Все участники найдены, осталось осуществить цепочку от выпуска до продажи”, – рассказал вице-президент по цифровой трансформации группы компаний “Ланит”, руководитель DTG Денис Реймер.

Он сказал корреспонденту ComNews, что по его оценкам, в течение следующего года будет еще множество различных пилотов. “Дальнейшее увеличение инвестиций в платформу и реальные цифры по выручке мы увидим только через год. То есть большая платформа – большая история, которая еще в течение года будет пилотироваться. Пока планируем покрыть один регион – Францию. Инвестиции в проект не готов комментировать, это закрытая информация”, – сказал Денис Реймер.

Говоря о планах по развитию платформы, Денис Реймер отметил, что сейчас переговоры идут с несколькими виноделами Франции. “До конца года компания планирует промаркировать порядка 50 млн бутылок. Поставка с метками будет идти по всему миру. Также идет обсуждение с российскими производителями других товаров об использовании этой платформы”, – рассказал Денис Реймер.

Читайте также  ЦБ оценил рост цен на сигареты и бензин в 2019 году

“Основная боль поставщиков – как быстрее получить деньги, когда товар уже был доставлен. Использование меток на товаре, фиксация информации по шагам в блокчейн позволяет нам автоматически запустить платеж, как только товар прибыл на склад. Машина заехала через ворота склада с бутылками, которые оснащены метками, и автоматически после этого прошел платеж. Это то, к чему все хотят прийти”, – рассказал Денис Реймер. “Все данные, которые мы записываем в блокчейн, служат источником принятия решения по управлению цепочкой поставок. Пришел товар – система Tracelabel записала данные о товаре. Эта запись дала возможность банку оплатить поставку”, – добавил директор по развитию ГК “Ланит” Илья Полесский.

Первый заместитель генерального директора – операционный директор ПАО “Микрон” Виталий Студитских рассказал, что ЕГАИС отличается от Tracelabel тем, что ЕГАИС построена в интересах государства, а Tracelabel – в интересах производителя и потребителя. “Потребитель получает достоверную информацию о товаре, а производитель получает информацию о том, где и когда контактировал покупатель с товаром. Наша возможность – производить порядка 55 млн меток в месяц. Цена метки от 10 руб. и зависит от качества метки”, – говорит он. Для того чтобы происходило взаимодействие покупателя с производителем, нужно, чтобы покупатель “считал” метку.

Говоря о конкуренции и преимуществах меток “Микрона”, Виталий Студитских сказал, что конкурировать приходится другим производителям с “Микроном”. “Если говорить о RFID, то можно смело заявить, что опыта, который есть у “Микрона”, нет ни у кого в мире. Есть два типа конкурентов: первый – Европа, Америка. Там метки дороже, они с “фишечками”, которые не всегда нужны. Вторая категория конкурентов – китайские метки. Но у них обычно две проблемы, как у любых китайских товаров, – до 50% продукции составляет брак, и качество товара не сопоставимо с нашим. У нас по большому счету цена китайская, а качество – европейское”, – заявил Виталий Студитских.

Читайте также  Мадрид протестует против «нападений» на испанское вино во Франции.

“Микрон” также окажет технологическую поддержку в вопросах интеграции RFID-технологий в разработки DTG – отслеживание жизненного цикла товаров и управление цепочками поставок.

В будущем датчики “Микрона” также могут быть использованы для RFID-маркировки фармацевтической продукции, ювелирных изделий, предметов искусства и других групп товаров, нуждающихся в защите от подделок, строгом соблюдении условий хранения и подтверждении подлинности.

“Значительный опыт в области RFID-разработок и активное содействие специалистов “Микрон” помогли DTG в короткие сроки решить задачу маркировки товаров при разработке Tracelabel. Использование RFID-технологии гарантирует оперативную поставку на нашу платформу достоверных данных о местонахождении товара, а потребителю – получать информацию об оригинальности происхождения товара непосредственно в момент покупки”, – говорит Денис Реймер.

“В блокчейн-системах защита данных и безопасность транзакций являются основополагающим фактором, а применение RFID-маркировки позволяет контролировать процесс на всех этапах, видеть источники данных о происхождении и свойствах товара и отслеживать любые параметры. RFID-метки обеспечивают стыковку физического и цифрового миров точней и надежней других аналогов, что делает их незаменимыми в задачах цифровизации. Вместе с DTG мы будем рады развивать платформу Tracelabel, в которой видим одну из топ-технологий для ретейла”, – отметила генеральный директор ПАО “Микрон” Гульнара Хасьянова.

Аналитик компании Zichain Арсений Бессмертных говорит о том, что целесообразность применения блокчейна для маркировки товаров и отслеживания их происхождения на сегодняшний день не вызывает сомнений. “Широкое распространение подобных систем потенциально будет иметь ощутимые выгоды для компаний – повышение эффективности логистических процессов, экономия на услугах аудиторов, снижение риска утраты товара. Экономический эффект пропорционален масштабу и сложности логистических сетей, поэтому спрос на подобные решения исходит в первую очередь от крупных международных компаний, преимущественно в сфере ретейла. Отдельного упоминания также заслуживают производители часто подделываемых товаров – одежды и аксессуаров премиум-сегмента, фармацевтики, сельскохозяйственной продукции. Для них данная технология – способ защитить потребителя от приобретения контрафактной продукции и сохранить репутацию бренда”, – рассказал Арсений Бессмертных.

Читайте также  130 миллиардов на алкоголь

Он приводит пример, что, по заявлениям Walmart, ранее им требовалось до шести дней на то, чтобы установить точное происхождение товара. “Используя блокчейн-платформу, они тратят на это всего две секунды. В некоторых ситуациях время может сыграть решающую роль – например, когда нужно срочно отозвать партию опасных дефектных устройств или снять с полок продукты, произведенные в районе эпидемии. В этом случае внедрение подобных систем может позволить избежать человеческих жертв. В связи с этим интерес к логистическим блокчейн-решениям проявляют на уровне государственных структур и международных организаций – например, американский регулятор FDA и Всемирная продовольственная программа ООН. Есть все основания предполагать, что маркировка товаров станет одним из первых направлений использования блокчейна, которое будет внедряться на правительственном уровне”, – рассказывает Арсений Бессмертных.

Он отмечает, что на рынке подобных технологических решений уже доминируют крупные компании. “IBM разработал логистическую платформу для Walmart, а Microsoft представил аналогичную систему под названием Project Manifest. Учитывая, что целевая аудитория также в основном состоит из крупных международных компаний, стартапам будет сложно закрепиться в нише логистических блокчейн-продуктов”, – поясняет он, а также предостерегает, что, говоря о роли блокчейн-платформ в логистических процессах, нельзя не упомянуть и про их ограничения. “Так, новые технологии не защитят вас от ситуации, когда поставщик вводит в систему изначально неверную информацию – по ошибке или по злому умыслу. Таким образом, даже применение новейших технологий не отменяет необходимость тщательного подхода к выбору контрагентов”, – подводит итог Арсений Бессмертных.

Рекомендованные статьи